Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Методический кабинет, кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога
Для обеспечения образовательной деятельности обучающихся в МАДОУ имеются:
Учебно-методический комплекс, включающий в себя:
- методический кабинет — 1
- кабинет учителя-логопеда — 1
- кабинет педагога-психолога — 1
В методическом кабинете имеется оргтехника, стеллажи для пособий и литературы, дидактический и раздаточный материал для проведения образовательной деятельности с обучающимися.
Кабинеты учителя-логопеда и педагога-психолога приспособлены как для взаимодействия обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, малой группой, так и для индивидуальных занятий.
В кабинете учителя-логопеда имеются оборудование и учебно-методические пособия: шкафы для хранения пособий, столы и стулья для детей, стол и стул для работы учителя-логопеда с документацией; логопедический стол с зеркалом и лампой дополнительного освещения; световой стол для игр с песком; персональный компьютер, принтер; рециркулятор; часы, песочные часы; специальное оборудование для индивидуальной коррекционной работы; магнитная доска; фланелеграф; ковер «Фиолетовый лес» и различные виды игр В. Воскобовича; дидактические кубы» и другое.
В кабинете педагога-психолога имеются оборудование и учебно-методические пособия: шкафы для хранения пособий, столы и стулья для детей, стул, стол для работы педагога-психолог с документацией; персональный компьютер, принтер; рециркулятор; сухой бассейн и мягкое кресло; часы, песочные часы; коврики для релаксации; световой стол для игр с песком; ковер «Фиолетовый лес» и различные виды игр В. Воскобовича; набор психолога ("ткани, замки, застежки", "дорожки", "счет, цифра, геометрия", "конструирование на плоскости", "лабиринты"); картотеки, практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, игры и пособия на развитие эмоциональной и интеллектуально-познавательной сферы, игрушки, мультикарты, развивающие аудио диски и другое.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Групповые помещения, музыкально-физкультурный зал, игровые прогулочные площадки, спортивные площадки
- групповые помещения (с прилегающими приемными и гигиеническими комнатами) — 6
- музыкально-физкультурный зал — 2
- игровые прогулочные площадки, теневые навесы и веранды — 6
- спортивные площадки — 2
Все объекты для проведения практических занятий обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями СанПиН. Развивающая среда организована с учетом интересов детей и отвечает их возрастным и индивидуальным особенностям. Созданы условия для всех видов детской деятельности: учебной, игровой. Групповые помещения отличаются своей индивидуальностью. Содержание развивающей среды в них отражает освоение обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, знаний образовательных областей.
Наличие оборудованных объектов спорта
Физкультурный зал, спортивные площадки
Центром физической подготовки и формирования у обучающихся жизненно-необходимых двигательных умений и навыков является физкультурный зал. В физкультурном зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы.
В каждой возрастной группе организованы спортивные уголки, которые направлены на: развитие основных видов движений и совершенствование двигательных функций обучающихся; достижение необходимой для возраста физической подготовленности; предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата; создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.
На территории 1-го и 2-го корпуса МАДОУ имеются физкультурные площадки, оборудованные спортивными комплексами, беговыми дорожками, площадками для игры в волейбол, шведскими стенками, прыжковыми ямами. Для организации физкультурно-оздоровительных мероприятий с обучающимися, в том числе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, имеется выносной материал (теннисная и волейбольная сетка, мячи, кольцеброс, городки, скакалки, обручи, бадминтон и др.). Физкультурные площадки 1-го и 2-го корпуса оборудованы тренажерами. В зимнее время года физкультурные площадки оформлены лыжней, ледяными дорожками, горками.
Ежегодно осуществляются испытания всего оборудования на предмет его безопасности. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту. Все имеющееся оборудование сопровождается сертификатами соответствия, маркировано информационными табличками - шильдами. В целях обеспечения безопасного использования оборудования на каждом имеются инструкции по его эксплуатации.
Наличие оборудованных библиотек
Библиотек в МАДОУ нет
Книжный фонд размещен в методическом кабинете, кабинетах педагога-психолога и учителя-логопеда, в групповых помещениях МАДОУ.
Методический кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями, справочными изданиями, детской художественной и энциклопедической литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
В рамках использования ресурсов социокультурной среды, на основании договора о социальном партнерстве МАДОУ и МБУ ЦБС обучающимся (в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья) предоставлена возможность на безвозмездной основе использовать библиотечный фонд ЦДБ им. А.А. Дешина.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Современные технические средства обучения и воспитания
В МАДОУ используются современные технические средства обучения и воспитания, которые позволяют на уровне современных требований организовать образовательную деятельность обучающихся (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья) и постоянно пополняются.
Учреждение оборудовано: цифровой фотоаппарат (1), магнитофон (3), брошюратор (1), компьютер (10), точки доступа в Internet (17), ноутбук (7), многофункциональный принтер (сканер) (11), ламинатор – 2, телевизор с функцией мультимедиа (2), цифровое фортепиано (2), музыкальный центр (2), акустическая система (1), интерактивная доска (2).
Аудиозаписи классических, детских песен, современных произведений; детские музыкальные инструменты; спортивное оборудование (шведская стенка, гимнастические скамейки, мячи, обручи, лыжи, скакалки и другое). Ежегодно проводится экспертиза спортивных объектов.
Оснащенность образовательного процесса позволяет осуществлять образовательную деятельность обучающихся (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья) и спланировать линию развития с учетом ФГОС ДО. Кроме технических средств обучения в МАДОУ используются средства обучения и воспитания.
- печатные средства обучения и воспитания (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (интерактивные панели);
- аудиовизуальные (слайды);
- наглядные плоскостные пособия, в том числе демонстрационные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски и др.);
- наглядные объемные пособия (модели, коллекции, приборы и т.п.);
- физкультурное оборудование.
Предметно-пространственная среда в группах МАДОУ предполагает наличие насыщенных пространств для осуществления свободного выбора воспитанниками (в том числе детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья) разных видов деятельности, а именно:
- для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (различные виды театров, атрибуты для освоения социальных ролей и профессий и пр.);
- для познавательной активности (материалы для экспериментирования, календарь природы, наборы картин, настольно-печатные и развивающие игры и пр.);
- для самостоятельной деятельности детей (материалы для конструирования и художественно-продуктивной деятельности, альбомы, книги и пр.);
- для двигательной активности (атрибуты к подвижным играм и различное физкультурное оборудование) и др.
При создании предметно-развивающей среды в группах учитываются психологические основы взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн, психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ обучающихся к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям предусмотрен для сотрудников МАДОУ. Все групповые помещения и кабинеты оснащены мультимедийным оборудованием и компьютерами с доступом к сети «Интернет».
Административному, учебно-вспомогательному персоналу и педагогическим работниками МАДОУ обеспечивается доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.
Название ИС: Автоматизированная информационная системы «Е-Услуги. Образование».
Вход в ИС «Е-Услуги. Образование»: http://detsad.admsakhalin.ru На уровне региона реализует: автоматизацию подачи заявлений и зачисления в дошкольную образовательную организацию, общеобразовательную организацию, организацию дополнительного образования, профессиональную образовательную организацию, загородные оздоровительные лагеря; в электронном виде предоставление государственных и муниципальных услуг, интеграцию со СМЭВ, ЕПГУ/РПГУ (например, прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады).
Название ИС: Автоматизированная информационная система «Сетевой город. Образование» Вход в ИС «Сетевой город. Образование»: https://netcity.admsakhalin.ru:11111 Установлена во всех муниципальных образовательных учреждениях и органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Предназначена для реализации мониторинга и управления образовательной деятельностью всех типов образовательных организаций муниципального образования
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Доступ обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к электронным образовательным ресурсам, в том числе собственным электронным образовательным и информационным ресурсам, сторонним электронным образовательным и информационным ресурсам – не предусмотрен.
Перечень электронных образовательных ресурсов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, имеющие версию для слабовидящих:
Федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru
Сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своего ребенка www.defectolog.ru
Татьяна Гогуадзе: диагностика и коррекция нарушения письма www.dyslexia.ru
Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих www.tiflocomp.ru
«Детские домики» – забота о детях с особыми нуждами (проект Благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас!») www.hereandnow.ru
Российский общеобразовательный портал www.edukids.ru
Сайт «Особое детство» (Центр лечебной педагогики, г. Москва) www.osoboedetstvo.ru/fs/archives/38-..html
Полезные книги (книжный раздел сайта «Особое детство») www.osoboedetstvo.ru/books.htm
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ http://autism-frc.ru/
http://deti-kak-deti.org/index.html сайт о особых детях, их жизни. Больше похоже на социальный блог, но есть информация о воспитании и обучении
https://www.logoped.ru/nar02.htm логопедический сайт. На сайте можно найти материал по развитию речи, коррекции поведения
Бесплатные образовательные платформы для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- https://iqsha.ru/ онлайн платформа интеллектуального развития детей. Платформа содержит материал по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, английский язык. Сайт удобен тем, что ребенку задание озвучивает диктор, поэтому ребенок может заниматься самостоятельно. Разнообразные задания и приятный, красочный интерфейс заинтересует ученика, что положительно скажется на его учебной мотивации.
- https://chudo-udo.info/ детский развивающий сайт «Чудо-Юдо». Эта образовательная платформа настоящая сокровищница занятий и упражнений для развития детей. На сейте есть различные рубрики, которые поделены по возрасту и по цели занятий. Например, упражнения по развитию логики. Материал представлен красочно, картинки высокого качества. Задания читает диктор, что позволяет детям заниматься самостоятельно. Интерактивная форма непременно привлечет внимание детей.
- http://poskladam.ru/ онлайн платформа обучению слогового чтения. Принцип сайта – учить играя. Сайт содержит разделы: чтение на русскому языке, чтение на английском языке, обучение логике. Все задания ярко оформлены, по мере прохождения материала, отрываются все более сложные задания. Задания поделены на два уровня: базовый и повышенной сложности. По мимо помощи детям в обучении, перед каждым заданием даются рекомендации по организации задания для учителя и родителей.
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования
Приказы о назначении ответственных лиц за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг на 2024-2025 г. скачать скачать
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания МАДОУ
Автостоянка (место) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья благоустроена на 2 корпусе МАДОУ со стороны ул. Курильской (по согласованию с ОГИБДД УМВД России по городу Южно-Сахалинску, согласно схемы внесения изменений в проект организации дорожного движения) скачать
Автостоянка (место) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 1 корпусе МАДОУ - нет. На основании информации Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Южно-Сахалинска: 1 корпус, проезд Библиотечный, 56 - в связи с отсутствием наличия парковочного пространства на расстоянии не более 50 м. от входной группы МАДОУ обустройство парковочного места не предоставляется возможным.
На 1 и 2 корпусах МАДОУ установлены кнопки вызова персонала МАДОУ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие доступ на территорию и в здание МАДОУ.
Конструктивные особенности зданий МАДОУ (1957 и 1963 г. постройки) не предусматривают наличие пандусов и подъемников.
В зданиях (центральный вход) предусмотрены двустворчатые распашные двери. Раздвижных дверей нет.
Устройств для закрепления инвалидных колясок внутри помещений на путях движения — нет. Конструктивные особенности зданий 1 и 2 корпуса МАДОУ не позволяют использовать подъемники, устройства для закрепления инвалидных колясок внутри помещений на путях движения.
13.03.2023 г. администрацией МАДОУ заключено соглашение с ГБУ "Центр социального обслуживания населения Сахалинской области" о предоставлении инвалидного кресла-коляски во временное пользование.
На остекленных входных и межэтажных дверях имеются предупредительные знаки для слабовидящих.
Лестничные марши внутри зданий 1 и 2 корпуса МАДОУ оборудованы контрастной маркировкой для слабовидящих.
Обеспечено дублирование для инвалидов по зрению зрительной информации: установлены вывески с информацией об учреждении, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; перила промаркированы тактильно-предупреждающими наклейками.
В целях обеспечения беспрепятственного доступа в здания МАДОУ коллектив проинструктирован о правилах сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, все педагогические сотрудники прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
У образовательного учреждения нет общежитий, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования - не предусмотрено
Во время образовательного процесса в группах и кабинетах, где обучаются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, возможно применение: интерактивной панели; цифрового телевизора, цифрового фортепиано; музыкальных центров, аудиозаписей; компьютеров и ноутбуков, оргтехники, иных средств для повышения уровня восприятия информации.
МАДОУ обеспечивает для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению адаптацию официального сайта организации, осуществляющей образовательную деятельность, в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG), представлена версия для слабовидящих.
Дополнительная информация
Министерство образования Сахалинской области (далее – Министерство) информирует о функционировании Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования (далее – ФЦ ИО), https://www.inclusive-edu.ru/.
Создание ФЦ ИО предусмотрено Межведомственным комплексным планом мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, летнего отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года) от 02.03.2023 № 2300п-П8.
В рамках развития системы комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время, помимо ФЦ ИО, функционируют следующие федеральные ресурсные центры:
- по развитию системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью (на базе ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», https://ikp-rao.ru/);
- по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», https://autism-frc.ru/);
- по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушением зрения (на базе ФГБОУ «Российский государственный университет им. А.И. Герцена», https://frc-blind.ru/);
- по сопровождению деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (на базе ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», https://pmpkrf.ru/);
- по организационно-методической поддержке центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (на базе ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», https://ovzrf.ru/) .
В ФЦ ИО работает «горячая линия» по вопросам инклюзивного образования 8 800 600 40 44 с 09.00 до 18.00 (мск) с понедельника по пятницу. Эл. почта ФЦ ИО - frc.inedu@yandex.ru .